ООО Центр Независимой Экспертизы Брянск} Рецензия на заключение эксперта по строительной экспертизе| Независимая экспертиза.

                ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск

Назад  Гостевая книга 

Общество с ограниченной ответственностью

«Центр Независимой Экспертизы»

ул. Фокина, 119, каб. 7, г. Брянск, 241050

Тел./факс (4832) 66-47-59, 33-31-26, 33-31-28

E- mail: bryansk-expert@mail.ru

www. bryansk-expert.narod.ru

 

 

Подписка эксперта

 

Мне, эксперту ООО «Центр Независимой Экспертизы» Ботаговскому Михаилу Владимировичу, поручено проведение рецензии по заявке № 1765Р-06/16 от 01.06.2016 г.

Мне разъяснены права и обязанности эксперта.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК Российской Федерации предупреждён 02.06.2016 г.

 

Эксперт                                     М.В. Ботаговский

 

 

 

Рецензия на Заключение эксперта № ****

 

1 Дата составления: 19.06.2016 г.

 

2 Место составления: ООО «Центр Независимой Экспертизы».

 

3 Составлено экспертом ООО «Центр Независимой Экспертизы» Ботаговским Михаилом Владимировичем, образование высшее, Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2003 год, диплом № ДВС 1242372, стаж работы по специальности – 11 лет, стаж работы экспертом – 6 лет. В 2013 году прошел повышение квалификации по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с Госстандартом (Удостоверение ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия» регистрационный номер 0397 от 16 марта 2013). Аттестован СРО НП «Брянское Региональное Объединение Проектировщиков» по видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, аттестат №13-02-05 от 27.03.2013 действителен до 27.03.2018. Является компетентным в области судебной строительно-технической экспертизы, сертификат соответствия № 349/20 от 14.04.2016 года выдан НП «Национальная палата судебной экспертизы». С сентября 2007 года – старший преподаватель кафедры «Строительное производство» ФГБОУ ВО «БГИТУ».

 

4 Заказчик экспертизы: ***

 

5 Задача экспертизы: рецензирование заключения эксперта № 256/6-2 выполненное ФБУ Брянская ЛСЭ Минюста России.

 

6 Основание для проведения экспертизы: заявка №1765Р-06/16 от 01.06.2016 г.

 

7 Представленные документы:

- материалы заключения эксперта №256/6-2 выполненного ФБУ Брянская ЛСЭ Минюста России;

- технический паспорт жилого дома по адресу: *** (см. рисунки 1 - 4);

   

Рисунок 1                                          Рисунок 2

  

Рисунок 3

Рисунок 4

- технический паспорт жилого дома по адресу: *** (составленный ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» 21.02.1990 г.) (см. рисунки 5 - 10).

   

Рисунок 5                                               Рисунок 6

   

Рисунок 7                                               Рисунок 8

     

Рисунок 9                                                  Рисунок 10

 

8 Используемая нормативная документация и литературные источники

 

8.1 При проведении экспертизы использовались следующая нормативная документация и литературные источники:

- Конституция Российской Федерации (Основной закон); 

- Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. "Гражданский кодекс Российской Федерации";

- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"

- Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

- СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

- СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства. Дата введения 1 января 2000 года. Госстрой России, Москва, 2000г.

- СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";

- СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

- Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

 

9 Анализ представленных материалов и нормативной документации

 

9.1 На экспертизу представлены материалы заключения эксперта №256/6-2 выполненного ФБУ Брянская ЛСЭ Минюста России.

В данном заключении использовались ссылки на следующую нормативную документацию:

- Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

- СП 30-102-99. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»;

- СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

- СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";

- Региональные нормативы градостроительного проектирования Брянской области;

- МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Данные документы являются действующими на момент проведения экспертизы и применение их возможно.

В рассматриваемом экспертизе, основным документом, устанавливающим противопожарные нормы проектирования, строительства и эксплуатации является федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который удовлетворяет абсолютно всем условиям применения. В данном документе указано:

«Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками)

1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона».

(Примечание: здесь и далее курсивом выделены цитаты из соответствую-щих документов).

Но в приложениях к данному закону есть положения, которые на данный момент не несут конкретных указаний:

«Таблица 11

Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности

Утратила силу с 12 июля 2012 года - Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ.

Согласно информационному письму МЧС РФ от 19 июля 2012 г. N 19-2-3-2855 в переходный период, до внесения исключенных требований пожарной безопасности в действующие своды правил, при размещении объектов защиты необходимо руководствоваться положениями статьи 151 настоящего Федерального закона»

А статья 151 выглядит следующим образом:

«Статья 151. Заключительные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

2. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя».

Данная статья не дает конкретных указаний по размещению гаражей лит.7 и лит.9 относительно рядом расположенных домов и границ участка.

Помимо этого, есть указания СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» касательно противопожарных требований, которые также ссылаются на Федеральный закон от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ:

«15 Противопожарные требования

15.1 Противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела II "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ)».

Поэтому в данном случае следует руководствоваться пунктом 4.3 СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" который регламентирует противопожарные расстояния между объектами:

«4.3 Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными здани­ями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1. Для ряда объектов защиты в настоящем своде правил приведены дополнительные тре­бования к противопожарным расстояниям.

Таблица 1

Степень

огнестойкости

здания

Класс конструктивнойпожарной опасности

Минимальные расстояния при степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, м

I, II, III C0

II, III, IV C1

IV, V C2, C3

I, II, III

С0

6

8

10

II, III, IV

С1

8

10

12

IV, V

С2, С3

10

12

15

 

Минимальные расстояния при существующей степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности зданий составляет 15 м.

Но в данном заключении не учтено, что согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 из перечня нормативной документации использованной при составлении экспертизы обязательными к применению являются отдельные пункты двух сводов правил:

«30. СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"Разделы 1 (пункт 1.1), 45 (за исключением пунктов 5.45.7),6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2-8.68.88.98.12-8.208.24-8.26), 910 (пункты 10.1-10.5), 11 (пункты 11.1-11.2411.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26,11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 1314.

64. СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей"Разделы 14 (пункты 4.24.3,4.5-4.74.104.114.14), 5 (пункты 5.1.55.1.145.1.155.1.20-5.1.245.1.285.1.295.1.31, абзац первый пункта 5.1.32пункты 5.1.34-5.1.435.1.45, абзацы первый и второй пункта 5.2.1,пункты 5.2.25.2.35.2.6

-5.2.8, 5.2.185.2.195.2.205.2.295.2.315.2.37), 6 (пункты 6.1.3,6.2.16.2.46.3.1-6.3.136.4.2-6.4.66.5.3-6.5.7), приложение В».

Пункт 7.1 СП 42.13330.2011, на который ссылается эксперт, не является обязательным к применению, а носит рекомендательный характер.

Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 184-ФЗ все обязательные требования к продукции (т.е. к зданиям и сооружениям) устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Такими регламентами являются федеральные законы № 123-ФЗ и № 384-ФЗ, требования которых, согласно сказанного выше, не нарушаются.

Дополнительно следует отметить, что требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. По общему правилу закон обратной силы не имеет.

Эта норма закреплена в статье 54 Конституции РФ:

«Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»,

а также в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса».

То, что теперь написано в части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является повторением (свободным пересказом) положений статьи 54 Конституции Российской Федерации применительно к конкретному закону. И абсолютно им не противоречит. И не вносит никаких новых нюансов и смысловых оттенков.

Этот принцип соблюдался всегда.

Для проведения рецензии экспертизы были представлены два технических паспорта на жилой дом по адресу: 242138, Брянская область, Навлинский район, с. Алешенка, ул. Партизанская, д. 44. Один паспорт составлен на 15.09.2015 г., согласно которого делалось экспертное заключение. Другой составлен на 21.02.1990 г. При сравнении этих документов можно сделать вывод о том, что гараж (лит.7 в первом и лит.1 во втором паспорте) был возведен до февраля 1990 г. и современные нормативные требования не могут быть к нему применимы. В данном случае необходимо рассматривать ситуацию на момент даты, зафиксированной в более раннем техническом паспорте и обязательно использовать сохранившуюся документацию по участку, расположенному рядом (ул. Партизанская, д. 46).

В свою очередь гараж (лит.9) был построен в промежуток между 1990 и 2015 годами и к нему возможно применение современных нормативных требований.

 

10 Заключение эксперта

 

10.1 Документы, представленные в экспертном заключении, являются действующими на момент проведения экспертизы и применение их возможно.

10.2 Пункты сводов правил, на который ссылается эксперт, не является обязательным к применению, а носят рекомендательный характер.

10.3 Требования технических регламентов № 123-ФЗ и № 384-ФЗ, на которые ссылается эксперт, не нарушаются в связи с отсутствием в данных документах конкретных указаний.

10.4 Согласно статье 54 Конституции России и статье 4 Гражданского кодекса России гаражу (лит.7 техпаспорта от 15.09.2015 г.) современные нормативные требования не могут быть применимы. В данном случае необходимо рассматривать ситуацию на момент даты, зафиксированной в более раннем техническом паспорте и обязательно использовать сохранившуюся документацию по участку, расположенному рядом.

10.5 Гараж (лит.9) был построен в промежуток между 1990 и 2015 годами и к нему возможно применение современных нормативных требований.

 

 

Дата регистрации – 01.06.2016 г.

Дата начала экспертизы – 02.06.2016 г.

Дата окончания экспертизы – 19.06.2016 г.

 

 

Эксперт                                                     М.В. Ботаговский