ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск |
На что только не идёт розничная торговля, чтобы продать товар. И не просто продать товар, но и получить при этом доход. И ни чего в этом плохого нет. Ведь каждый из нас работает, чтобы получать доход. Но пути, которые обеспечивают этот доход различные…
Ещё не открылся магазин, ещё только строится, а на витринных стёклах аршинными буквами информация о скидках. Скидки,
от какой начальной стоимости, если торговля ещё не началась?Попробуем во всём этом разобраться на потребительском уровне.
Начнём с определений. Розничная цена товара (Ц тов.) – это та цена, по которой мы с вами, потребители, приобретаем товар у продавца. И, естественно, нам с вами хотелось бы, чтобы эта цена была минимальной. Наше желание входит в диалектическое противоречие с желанием продавца. В философии такое противоречие характеризуется диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Ну и коль скоро это закон, то в нём есть и свои закономерности. Начнём с того, что цена товара есть суть затраченного общественно необходимых затрат труда на всех стадиях жизни товара – от его разработки до реализации. Но не всегда цена товара объективно отражает ту самую суть общественно необходимых затрат труда, а является выражением ряда других факторов – мода, спрос, монополизм, отсутствие достоверной информации, сговор производителей и продавцов, не знание потребителем истинной цены товара и других. Наряду с этими факторами успешно «трудятся» на благо продавцов ряд факторов, которые позволяют успешно реализовывать товар по ценам, не отражающим объективно затраченный общественно полезный труд, а, следовательно, по реальной, объективной цене, а по значительно завышенным ценам. И здесь на помощь приходят методы скидок, подарков, бонусов, лотерей и т.д. В основе всей экономической деятельности человека лежит принцип получения прибыли, или хотя бы не убытков. То же самое лежит и в экономической основе торговли. Ни один продавец не будет работать заведомо себе в убыток. Следовательно, продавая товар продавец стремиться получит прибыль, заработать и окупить все затраты, связанные с организаций торговли – закупка товара, его транспортирование, хранение, реализация и т.д. И какие только народ и в пику ему продавцы не придумали названия ценам:Продавцы: | Покупатели: |
-демократические; | - грабительские; |
-лояльные; | - высокие; |
-низкие; | - красная; |
- либеральные; | - кризисные; |
- антикризисные; | - сумасшедшие; |
- от производителя | - дорогие; |
- дешёвые; | - обдираловка |
- дешевле не бывает; | |
- честные |
Тогда цена товара определиться из выражения:
Ц тов. =
Ц изг. * (1 + П т.и./100).Но с учётом сложившихся рыночных отношений, продавцу хочется иметь ещё
так называемый в народе «навар», т.е. сверхприбыль (хорошо, если бы эта сверхприбыль декларировалась, и от неё начислялся налог, а то ведь она, как правило, уходит в карман продавцу).В таком случае цена товара изменяется на величину «навара» и будет составлять:
Ц тов. с наваром =
где П нав. –
планируемый процент «навара».От цены изготовителя цена товара с «наваром» будет составлять:
Ц тов. с наваром =
Торговля дело рискованное, и,
если окажется, что цена с «наваром» оказалась не совсем реальной и торговля «не идёт», то в ход пускаются скидки. Величина скидки, естественно, зависит от величины «навара», поскольку остальные составляющие имеют под собой более или менее реальную основу и скидки на цену без «навара» дело практически убыточное и такое продавец не может себе позволить.Цена товара со скидкой может быть определена из выражения:
Ц тов. со скидкой =
где Пск. –
процент предполагаемой скидки.Анализируя данное выражение, можно сделать вывод, что без ущерба (убытков) для продавца можно назначить новую цену товара со скидкой при условии, что выражение (1 + П нав./100) * (1-
Пск./100) будет не меньше единицы, т.е. продавец сумеет вернуть и стоимость закупленного товара и свои реальные торговые издержки.Результаты математического анализа выражения (1 + П нав./100) * (1-
Пск./100) при условии, что оно не меньше единицы приведены в таблице 1.Таблица 1
Процент заявленной скидки | Минимальный процент скрытого «навара» от рельной стоимости, обеспечивающий безубыточную торговлю со скидками |
80 | 400 |
75 | 300 |
70 | 233 |
65 | 185 |
60 | 150 |
55 | 122 |
50 | 100 |
45 | 82 |
40 | 67 |
35 | 54 |
30 | 43 |
25 | 33 |
20 | 25 |
15 | 18 |
10 | 11 |
5 | 5,1 |
Ещё раз напомню, что здесь приведен минимальный процент «навара», обеспечивающий безубыточность торговли с заявленными скидками. На самом же деле процент «навара» может быть значительно больше, а скидки – это только рекламный трюк.
Поясню данные таблицы на примере.
Продавец купил товар у изготовителя по 1000 рублей за единицу. Затраты продавца на транспортирование, хранение и реализацию составили 20 % от стоимости товара. Тогда разничная цена товара должна быть:
Ц тов. =
Ц изг. *(1 + П т.и./100) = 1000 * (1 + 20/100) = 1200 рублей.Однако продавцу хочется иметь «навар» (сверхприбыль) и он устанавливает процент «навара» в 100 % от стоимости товара.
Теперь цена товара с «наваром» будет составлять
Ц тов. с наваром =
= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) = 2400
рублей.Однако по цене 2400 рублей товар «
не идёт» и продавец объявляет скидку, например, в 50 %.Теперь цена товара со скидкой составляет:
Ц тов. со скидкой =
= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) * (1 – 50/100) = 1200
рублей.Таким образом, стоимость товара составляет всё те же 1200 рублей, но во всеуслышание
заявлено о 50 % скидке, заботе о покупателе и т.д.Объявив скидку поменьше можно получить и «навар», но в меньшем количестве.
Самое главное во всём этом – декларировать,
объявить скидку, на что легковерные покупатели с удовольствием «клюют».При покупке товаров со скидками не следует смешивать понятие покупки уценённых товаров.
Ведь если скидки это экономическая акция, то уценка товара производится при наличии в нём каких-то недостатков.
Некоторые недобросовестные продавцы при продаже товара со скидкой предупреждают, что товары, проданные со скидкой,
назад не принимаются, т.е. с их слов на такой товар не распространяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Не верьте этому – вас и здесь пытаются в очередной раз обмануть.А вот при продаже уценённых товаров, вас обязаны проинформировать о тех недостатках, которые имеются в данном уценённом товаре. И ваше право самостоятельно решать брать товар с указанными в письменной форме (например, в товарном чеке или другом документе) недостатками или нет. В дальнейшем предъявлять требования к качеству товара по указанным недостаткам у покупателя прав нет.
А вот если в товаре обнаружатся другие недостатки, о которых покупателя письменно не информировал продавец, можно действовать в рамках Закона «О защите прав потребителей».Другой путь зарабатывать сверхприбыль («навар») это продавать товар с «подарками».
Здесь необходимо понять одну прописную истину – с какого это перепуга продавец дарит вам подарок? Вы кто ему – брат, сват, друг? Вы ему никто! И поэтому вас можно обмануть в очередной раз. Механизм получения «навара» в данном случае следующий. Вам продают основной товар по заведомо завышенной цене. При этом в эту цену включается и цена «подарка». Внешне кажется всё благопристойно. На самом же деле здесь действует тот же механизм, что и при скидках – цена необоснованно повышается, а затем делается скидка в виде «подарка». Но переплата не самое главное в этом «фокусе». В качестве «подарка» вам подсовывают обсолютно ненужную вам вещь, возможно с истекшим сроком реализации, вещь, не пользующуюся спросом. А при выходе «подарка» из строя (поломке его) положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на «подарок» не распространяются, поскольку вы этот подарок не покупали, в чеке у вас отмечен только основной товар, а дареному коню, как говорит пословица, в зубы не смотрят. Следовательно, если «подарок» откажется служить вам верой и правдой, то вы никаких требований в рамках действующего законодательства предъявить продавцу не сможете.Следующий вид вытягивания с покупателей денег – это бонусы. В переводе с латинского
языка бонус – премия. И опять же – с чего это вам продавец платит премию, за какие финансовые успехи вас награждают? Мы помним, что просто так и чирий на одном месте не вскочит. Значит, продавцу экономически выгодно давать вам премию. Но из каких средств? Опять же за ваш счёт. Цена на товар заведомо повышается, а затем делается всё та же скидка в виде премии. Но с бонусами есть ещё один момент, отличающийся от простой скидки – вас «привязывают» к продавцу, вам могут отоварить бонус только у данного продавца. То есть бонусы это ещё более изощерённая форма отъёма денег продавцом у покупателя, ещё более надёжная схема очистки ваших карманов.По поговорке «Базар – это два …:
один продаёт, другой покупает». Давайте не будем составлять компанию тому, кто продаёт, не будем позволять себя дурачить.Заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы»
(4832) 33-31-26